Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Шарова Наталья Николаевна

                           

Роль и место творческих проектов в практике работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).

Музыка - один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания  детей. Она раскрывает способности ребенка, развивает слух и чувство ритма, учит его правильно воспринимать язык музыкальных образов и передавать их во всех видах музыкальной деятельности: в слушании музыки (у детей раннего возраста в музыкально - двигательных показах), в пении (у малышей в подпевании), в музыкально - ритмических движениях (сначала в играх, игровых упражнениях, плясках), в игре на детских музыкальных инструментах (в раннем возрасте - знакомство со звучащими игрушками, музыкальными инструментами: бубен, погремушка, колокольчик).

Развитие ребенка раннего возраста - очень важный и ответственный период. По наблюдениям психологов дети от одного года до трех лет приобретают от 60 % до 70 % информации об окружающем мире. Поэтому необходимо организовывать жизнь малыша так, чтобы максимально использовать возможности этого возраста. Педагоги, музыканты доказали, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого ребенка. Это свидетельствует о необходимости начинать музыкальное развитие малыша как можно раньше, так как время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей будет невосполнимо.

Во время музыкальных занятий, подготовки и проведения праздников и вечеров развлечений, индивидуальной работы с детьми раннего возраста необходимо учитывать особенности психических процессов: 1) внимание (1,5–2мин.) неустойчивое очень переключаемое, поэтому нужно использовать игровые приемы, контрастные музыкальные фрагменты непродолжительные по звучанию, яркую атрибутику; 2) память кратковременная на уровне припоминания. Для того чтобы малыш запомнил необходимо вызвать у него яркие эмоциональные впечатления; 3) мышление наглядно - действенное. Обязательно наличие наглядности, возможности манипулировать с предметами.

Танцевально - игровое творчество детей оказывает большое влияние на музыкальное воспитание каждого ребенка, помогает раскрыть творческий потенциал малыша, формировать позитивные черты его характера. Все это в значительной мере способствует воспитанию духовно богатой творческой личности. Важно раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность (результат соответствующей установки).

Для этого необходимо выбрать из многогранной музыкальной палитры тот материал, который заинтересует малыша и поможет осуществить поставленные педагогом цели и задачи.

Моя работа по музыкальному воспитанию малышей начинается со знакомства с детьми и их родителями. Во время первых бесед и анкетирования я узнаю, как родители знакомят ребенка с музыкой, есть ли для этого необходимые условия, какое музыкальное образование они имеют, а так же, какие успехи уже достигнуты. Если есть необходимость, даю консультацию о том, как помочь малышу в знакомстве с музыкой, что послушать и как поиграть с ним. В дальнейшем эта работа продолжается в виде индивидуальных или групповых консультаций, в просмотре родителями праздников и развлечений, в оформлении фотоматериалов, а также в информировании родителей с помощью сайта ДОУ. В процессе знакомства с вновь поступающими детьми определяю, какие проявления музыкальных способностей уже имеются, на что нужно обратить внимание в процессе работы. Во время подготовки к слушанию, я эмоционально обыгрываю музыкальное произведение, используя при этом потешки, стихи, красочные иллюстрации, игрушки. Затем формирую у малышей умение слушать музыкальное произведение до конца, эмоционально откликаться на содержание, и таким образом посильно участвовать в нем: если звучит веселая плясовая - поддерживаю желание детей похлопать в ладоши под музыку, показываю им картинку, где изображены танцующие дети; если звучит колыбельная – поддерживаю желание ребенка покачать куклу, игрушку, показывая соответствующую иллюстрацию. Развитие восприятия выразительных особенностей музыкальных звуков начинаю со знакомства контрастного звучания: высокое – низкое (у мамы – кошки голос звучит низко, а у маленького котенка - высоко, птички – детки поют высоким голосом, контрастной динамики (силы) музыкальных звуков (тихо – громко); контрастного метроритма (спокойная ходьба - легкий бег). В работе по подключению детей к пению и подпеванию выбираю интересный для детей этого возраста материал, но обязательно доступный и понятный. Обучение подпеванию в раннем  возрасте направлено на активизацию речевого аппарата и умение подпевать взрослому. Большое значение в этой работе играет использование элементов дыхательной гимнастики; песенного материала с повторяющимися слогами и словами да – да – да, кап – кап – кап, эмоциональное, с предельно четкой дикцией исполнения песен. Подключение к подпеванию в раннем возрасте является очень сложным для малышей, так как словарный запас не велик и, поэтому ребенку легче передать музыкальные образы в движении: “зайчик прыгает”, “птичка летит”, “идет мишка”. В работе с песней “Медвежонок” музыка и слова И. Коротаевой я знакомлю детей с игрушкой (улыбающимся медвежонком), затем, обыгрывая (игрушку) исполняю эмоционально песню и показываю, как идет мишка. В дальнейшем поддерживаю желание детей показать, как идет мишка, как он улыбается (и как улыбаются ему в ответ дети).

В работе по развитию музыкально - ритмических движений большое внимание уделяю формированию координации в движении (в ходьбе, марше, беге), знакомлю малышей с хлопками: пальчиками, всей ладошкой, скользящими; с шлепками: двумя ладошками одновременно, попеременно; с притопами: всей ступней, пяточкой, носочком. Для этого использую доступные увлекающие детей пляски, игры с элементами танцевальных движений, которые помогают детям создать свой образ, проявить творчество.

Со звучащими музыкальными игрушками и инструментами я начинаю знакомить малышей с первых занятий и продолжаю эту работу в течение всего учебного года.

Это не только привлекает малышей к музыке, но и помогает в развитии их музыкально – сенсорных способностей, а в дальнейшем и творчества детей. Знакомясь с бубном, колокольчиком, погремушкой они осваивают приемы игры на этих музыкальных инструментах.

Затем, участвуя в сказках, играх с большим желанием озвучивают полюбившихся персонажей, создают образы героев, что способствует развитию танцевально – игрового творчества малышей.

Так в работе со сказкой “Под  грибом ”В.Г. Сутеева можно определить следующие этапы: 1) знакомство со сказкой; 2) показ сказки на ковролине; 3) подключение фонограмм: “Идет дождь”, “Бежит муравей”, “Прыгает зайчик”, “Крадётся лиса”; 4) повтор сказки с выбором музыкальных инструментов для озвучивания ее героев с помощью детей: муравей: “шуршунчик” (киндер – сюрприз); бабочка - колокольчик; воробей - погремушки; заяц - бубен; лиса - ложки (маракасики); 5) подключение детей к озвучиванию героев сказки с помощью музыкальных инструментов; 6)озвучивание сказки с привлечением активных детей к созданию образов героев сказки (бежит муравей, идет бабочка, прыгает воробей, бежит зайчик, лиса) и побуждение детей к танцевально - игровому творчеству (спрятать зайчика, весело потанцевать в конце сказки используя знакомые танцевальные движения).

Природа щедро наградила каждого человека и дала всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, слышать все многообразие существующих вокруг звуков.

Работая с детьми, я учу их прислушиваться к своему голосу, голосам птиц, животных, к таинственному шороху леса, листьев, завыванию ветра.

Это помогает малышам перевоплотиться в знакомые и полюбившиеся образы, придумать свое движение, свой танец, что способствует развитию творческой личности.